Убийство было раскрыто благодаря жуткой особенности человеческого тела.

В Сызрани в начале прошлого века разыгралась леденящая душу драма, финал которой оказался столь же невероятным, сколько и пугающим. Убийство местного дворянина, поначалу казавшееся безнадежно запутанным, было раскрыто благодаря жуткой особенности человеческого тела.

Застывший в глазах ужас

26 января 1908 года газета «Волжский листок» опубликовала сенсационный репортаж. Согласно материалу, Сызрань якобы была охвачена волнением после жестокого убийства дворянина Насакина. При осмотре тела медики столкнулись с поистине мистическим зрелищем.

«Во время вскрытия трупа убитого, на лице которого застыло выражение ужаса, врачи заметили отражение человеческого лица в широко раскрытых зрачках Насакина», - говорится в заметке.

След преступления

Как утверждает автор статьи, глаза покойного, не теряя времени, тщательно сфотографировали и результат превзошел все ожидания - на снимках проступил четкий отпечаток лица, которое тут же опознали как облик разыскиваемого вымогателя по кличке Сашка Маузер, чье имя давно фигурировало в полицейских сводках. Подозреваемый был схвачен. Детали преступления остались за кадром публикации, равно как и дальнейшая судьба Маузера. Но сам метод раскрытия дела породил волну слухов и домыслов.

Миф, ставший реальностью

Между тем, истории об изображениях на сетчатке не была чистой фантазией. В начале ХХ века широко распространилось поверье, известное как оптография. Согласно ему, глаз умершего человека, словно фотопластинка, способен сохранить последний увиденный образ. Эта идея подпитывалась ранними экспериментами физиологов, которые действительно обнаруживали слабые отпечатки света на сетчатке - но лишь в лабораторных условиях и на протяжении считанных минут после смерти.

Тем не менее, суеверие обрело жизнь. Преступники, боясь быть «сфотографированными» жертвой, нередко выкалывали глаза убитым, а сыщики и врачи время от времени безуспешно пытались использовать оптографические снимки в расследованиях. Ну а пресса охотно тиражировала подобные случаи, смешивая факты и вымысел.

Так что на самом деле произошло в Сызрани?

Сегодня историки и криминалисты скептически относятся к версии об отражении в зрачках. Физиологически это невозможно, так как сетчатка не хранит изображения, а зрачок не работает как объектив. Вероятнее всего, в случае Насакина врачи могли ошибочно интерпретировать блики или артефакты на поверхности глаза как лицо, а фото, сделанное с близкого расстояния, могло усилить искажения, создав иллюзию узнаваемого облика. Полицейские в свою очередь, уже имевшие подозреваемого, «увидели» в снимке то, что подтверждало их гипотезу.

Однако факт остается фактом - зрачки Насакина в любом случае стали немыми свидетелями преступления, напомнив всем, что иногда реальность бывает страшнее любых суеверий. Что касается оптографии, то она ушла в прошлое с развитием научной криминалистики. Но ее отголоски до сих пор звучат в литературе и кино, где «глаза мертвеца» продолжают выдавать тайны убийц.

фото: КТВ-ЛУЧ, Вспомнить Сызрань