Количество безымянных захоронений в год в России составляет в среднем около 20 тысяч, тысячи пожилых людей попадают в специальные учреждения, интернаты, дома престарелых под чужими именами.

По официальной статистике МВД, в 2023 году в органы внутренних дел поступило почти 190 тысяч заявлений о пропавших людях. На конец года ненайденными с учетом прошлых лет оставались 28 247 человек. Эксперты считают, что значительная часть таких «потеряшек» может находиться в различных медучреждениях.

Однако в настоящее время учет таких пациентов де-факто не ведется и в Госдуме готовят законопроект о базе неизвестных пациентов. Такая база нужна для эффективного поиска пропавших людей и прежде всего пожилых, которые могут находиться в состоянии дезориентированности, страдать деменцией или другими нарушениями мозговой деятельности. Часто они называются либо не своим именем — например, соседки, либо называют имя с ошибкой — предположим, помнят только девичью фамилию.

- У полиции такие люди значатся как ненайденные. Но куда могут деться 10-20-30 тысяч человек, они же не валяются на улицах городов! Да, они могут находиться в лесах, и мы даже знаем примерно где, — но это не тысячи, это десятки человек, - заявил "Парламентской газете" зампред Комитета Госдумы, координатор отряда «ЛизаАлерт» Олег Леонов.

В больницах эти люди значатся под вымышленными или недостоверными именами, на основании этих данных ЗАГСы выписывают свидетельства о смерти, а ГУП «Ритуал» дает разрешения на захоронения за госсчет.

- У нас сегодня для любой записи актов гражданского состояния: родился, женился, сам стал родителем — требуется паспорт. И только в случае смерти паспорт не нужен. Таким образом, сама цепочка — от рождения до смерти — прерывается. Получается, жил Иванов, а похоронили Козлова, - отметил Олег Леонов.

Авторы законопроекта подчеркнули, что база о неизвестных пациентах будет доступна неограниченному кругу лиц.

фото: КТВ-ЛУЧ