Сказки и легенды Сызрани.

100 тысяч пассажиров за лето - сейчас такие цифры речного пассажиропотока Сызрани могут только сниться. Ну, зайдет в нее пароход-другой, да еще и не каждый год. Вот, собственно, и все.

Но и тогда, в 1926 году, когда увидели свет «Географические очерки Сызранского уезда», Н.О. Рыжкова, значение нашей пристани падало. Причиной было названо сокращение торговых оборотов, обмеление Волги близ Сызрани и удаления из-за этого самой пристани от уезда.

«Весной пристань находится в нескольких десятках метров от города, а летом вследствие мелководья и растущих наносов год от года отходит все дальше и дальше и теперь, в конце лета, ставится уже больше чем в 8 километрах от города. При таких условиях передача грузов здесь становится невыгодной и переносится в Батраки и Самару», - отмечал Рыжков.

Краевед свидетельствовал, что в пределах уезда на Волге имеется всего лишь две пароходных пристани (Сызрань и Батраки), а потому река как путь для сообщений жителей различных его частей между собой не имеет большого значения.

Исследователь писал: «Разве только в весенний разлив, перебравшись из Усолья на лодках через Волгу в Ставрополь, можно проехать в Сызрань на пароходе. Но этой дорогой пользуются редко и немногие. Стучит моторка, пыхтя, тащит за собой небольшой дощеник из Сызрани в Батраки и Печерское и обратно. Да преимущественно весной в разлив приезжают в город на лодках и дощениках, редко на моторке, крестьяне из Кашпира и Паньшинского побережья».

Другой дело - значение Волги как пути, связующего город и уезд «со всем Поволжьем и даже с отдаленным севером и югом».

Рыжков рассказывал: «По Волге привозят огромное количество товаров с верховья, из Нижнего и через Нижний в Москву, из Астрахани и со всего нижнего Поволжья. Из Сызрани по Волге отправляется масса стянутого со значительной части уезда хлеба вниз и вверх по Волге, до Рыбинска, а там в Москву и за границу. Масса грузов идет по Волге и, дойдя до Сызрани и Батраков, передается здесь на ж.д. в далекую Сибирь».

Привел автор и такой крайне любопытный пример: «Знаменитое сызранское пшено доходило даже до крайнего севера и там, на побережье Сев. Ледовитого океана, у кочевых народов пользовалось особенным спросом: во время передвижек - охот трудно носить с собой муку и в ледяной пустыне печь хлеб, тогда как пшено легко перенести, легко сварить, и нередко целую зиму население питается там кашей, сваренной из нашего пшена. Сызранское пшено отличается своей чистотой, размером, вкусом и питательностью». Где оно сейчас, это знаменитое на всю страну сызранское пшено?

В 1911 годы через сызранскую пристань прошло 13 миллионов пудов грузов. Затем, в годы Первой мировой войны, количество их, по словам автора, «чрезвычайно поднялось». В 1916 году на пристань поступило 29 миллионов пудов и было отправлено 6 миллионов пудов грузов.

Далее Рыжков фиксировал: «Ныне, конечно, нет такого огромного количества груза, но все же оно весьма значительно. В 24 г. прибыло на сызранскую пристань около 4,4 милл. пудов и отправлено 1,6 милл. п. Кроме того, приехало и уехало через нашу пристань свыше 102 тыс. пассажиров за одно лето». Последнее число, конечно, поражает сызранцев XXI века!

Но еще большее значение как место передачи грузов с Волги на железную дорогу и, наоборот, по словам Рыжкова, имела Батракская пристань. В начале XX века погрузка хлеба, нефти, керосина доходила до 50 миллионов пудов.

Источник: газета "Сызранские вести"

Фото: КТВ-ЛУЧ