
Невоструев собрал множество интересных фактов.
«Местность эта сколько поражает своею возвышенностью, столько же дикостью и живописностью своих видов и напоминает собою и наш Крым, и Кавказ, и Швейцарию Запада, - столь поэтично писал профессор Капитон Невоструев в своем классическом труде «О городищах древнего Волжско-Болгарского и Казанского ханства» (1871) о Самарской Луке.
Невоструев собрал множество интересных фактов, использовал в своем труде практически все известные к тому времени источники, дополнил их собственными исследованиями. С профессором можно соглашаться или не соглашаться (некоторые вещи в книге выглядят по нашим дням странно), но нельзя не признать, что огромный пласт приведенных данных и сейчас признается за точные факты, считается классикой.
«Местность представляла много удобств для безопасности, ограждения и укрепления жилищ, а с другой стороны, привлекала всякую вольницу, беглых и голытьбу, которые и безопасно могли здесь укрываться, и в то же время наблюдать и грабить идущие по Волге суда», - пишет Невоструев. И сообщает со ссылкой на документы: «Первоначально здесь жили и имели укрепления или городки Татары Ногайские, или, вернее, Казанского царства. Памятников Татарского владычества довольно встречается на Самарской Луке, и оное показывают также доселе сохранившиеся названия урочищ Ногайского Брода на реке Усе выше селения Шигон, и Ногайского Ключа в дачах села Куськина, и впадающая в Усу река Иштерек (так, по древним актам, русскими впоследствии переделанная в Тишерек) – от Татарского собственного имени».
Русские, как считает Невоструев (и не только он) «появились и укрепились здесь» во второй половине XVI в., «когда покорено было царство Астраханское». Первым же русским поселением Новоструев (и опять же - не только он), считает Усолье, «заведенное здесь для соленых промыслов именитыми людьми Строгановыми – в начале Самарской Луки. Это был укрепленный городок сперва внизу при Волге, а потом перенесенный на нынешнее место на горе».
Немецкий дипломат, ученый, путешественник Олеарий, на которого также ссылается Невоструев, писал об Усолье: «25 августа прибыли мы к одной соленой горе (Salzberge), где находятся хижины Русских, в которых они варят соль, добываемую ими из лежащих вокруг соляных копей. Соль эту, обращенную действием солнечной теплоты в куски и высушиваемую, Русские отправляют по Волге вверх и в Москву в громадном количестве».
Но вернемся ко всей Луке. Невоструев свидетельствует: «С покорением Казани и Астрахани и водворением Русских на Самар. Луке жившие грабежом и набегами Татары должны были оставить ее и перейти в степи за Волгу и другие места, так что ныне здесь не осталось ни одного Татарского селения. С того же XVI в. это место является притоном всякой вольности и разбойников».
Именно тут Невоструеву к слову пришлись и знаменитые атаманы. «Здесь, по преданию, имел свое пребывание славный разбойничий атаман, впоследствии покоритель Сибири Ермак Тимофеевич с своею шайкою, – и это подтверждается названным по имени его селением в южной части Луки - Ермачихой. Олеарий пишет о разбойничавших в то время на Самарской Луке казаках, а предание указывает и на известного в XVII в. казацкого атамана Стеньку Разина», - в этом свидетельстве сошлись различные источники.
Кстати, Невоструев пишет и о яблонях, которые, по преданию, посадил сам Разин. Почему бы им и не быть? Про «пещеру Стеньки Разина» рассказывают и сейчас. В отличие от нее, высаженные им яблони выглядят пусть не столь сказочно и заманчиво, но вполне реально. Яблонь тех, конечно же, давно уже нет. Так и пещера есть ли, если вообще была.
«Сызранские вести»
фото: КТВ-ЛУЧ