История города хранит много интересного.

Краеведческий музей Сызрани продолжает проект «Сызранский уезд: от А до Я». Отметим, что уезд, административным центром которого и была Сызрань, неоднократно менял границы. И если о тех населенных пунктах, которые сейчас входят в Сызранский и Шигонский районы, говорится у нас более или менее постоянно, то села, отошедшие к другим территориям Самарской или Ульяновской областей, остаются, скорее, за кадром. А ведь и они имеют своеобразную историю. Как, например, село Жегули (Жегулиха), основанное в 1660 году, то есть до основания Сызрани, недалеко от Молодецкого кургана.

- Места там были дикие, глухие. Народ собрался не только мастеровой, но и решительный, смелый. Иначе было не выжить. Устье Усы в течение почти трех веков, вплоть до середины XIX века, слыло самым страшным местом на Волге - настоящее разбойничье гнездо, в котором сидели «удалые добры молодцы», - рассказали в музее.

Собственно, образом жизни «добрых молодцев» может объясняться и название села. Во всяком случае, есть и такая версия.

- В 1872 году в журнале «Беседа» волжский поэт Д. Н. Садовников опубликовал рассказ 70-летнего жителя села: «...в прежние разбойные времена в этих местах людей «жгли». Поймают человека, который побогаче, и пытают, где у него деньги. Тот запирается. Тогда раздевают его донага и секут вениками, пока не признается, где у него добро спрятано. Пытка эта называлась «жечь на вениках», - привели доказательства в краеведческом музее.

Правда, здесь же сызранские специалисты приводят и другую версию. Ее выдвигал доцент Куйбышевского университета Э. Л. Дубман. Он связывал название с процессом промышленного освоения края.

В музее свидетельствуют: «Среди работных людей соляных промыслов значился «бывший гулящий человек из Устюга Великого Семка Григорьев сын Жегуль». Видимо, он был одним из первых, кто поселился в селе Жегулиха, как его тогда называли. От села и название гор пошло. Жила Жегулиха испокон века тихо, патриархально. Рыбачили, охотились, жгли древесный уголь. Строго держались семейного клана. По праздникам парни и девки поднимались на вершину кургана (названного позднее Молодецким), пели, плясали, показывали удаль».

Отметим, что Дубман уделял много времени изучению истории Среднего Поволжья, в том числе и Сызрани, ее окрестностей.

Что касается непосредственно истории Жегулей, то до 1701 года село относилось к Усольской вотчине Савво-Сторожевого монастыря. С 1768 году оно принадлежало семье графов Орловых. В 1780 году Жегулиха вошла в состав Самарского уезда Симбирского наместничества. В 1831 году хозяином села стал наследник графа Владимира Орлова Владимир Давыдов.

- Он получил от деда в наследство Усольскую вотчину, в которую входило семь волостей - это 34 села, в том числе и Жегули. В селе размещались Жегулевский хутор Жегулевско-Приволжского имения Орловых-Давыдовых со штатом в 47 человек и Главная контора по управлению делами. Имение специализировалось на торговле лесом, разведении племенных лошадей, овцеводстве, зерновом хозяйстве, - рассказали в музее.

С 1851 года Жегулевская волость стала относиться к Сызранскому уезду Симбирской губернии. Село было богатое! Школа, лавки, базары, пристань, 2400 жителей в начале XX века. Три питейных заведения! Кстати, почти половину жителей села составляли старообрядцы.

После революции 1917 года имение национализировали. Почти 10 тысяч пахотных и луговых участков перешли в ведение Сызранского уездного земельного комитета. Был создан совхоз «Жигулевский». Это зерновое хозяйство, сады, пчелы. Выращивали и табак.

В 1928 году село вошло в Жигулевский сельсовет Самарского уезда Самарской губернии. Сейчас Жигули административно находятся в Ставропольском районе Самарской области.

Фото: КТВ-ЛУЧ