Сказки и легенды Сызрани.

В 2024 году Сызранский краеведческий музей решил познакомить горожан с наиболее интересными и значимыми населенными пунктами, входившими в состав Сызранского уезда Симбирской губернии. Проект получил название «Сызранский уезд: от А до Я» (6+). Любители краеведения смогут погрузиться в историю 26 волостей, входивших в уезд на рубеже XIX-XX веков.

Одно из таких сел – Жемковка (Архангельское), входившая в Заборовскую волость.

О том, что до 1689 года владельцем этих земель был мордовский мурза Шадрин, а пришедший в Сызрань в 1689 году отряд казаков под командой Василия Жемкова получил бывшие земли мурзы, «Сызранские вести» уже писали. По одной из версий именно от фамилии «Жемков» и пошло название села. Краеведческий музей предлагает и такую версию: «Через центр села протекает речка Крымза. Говорят, что дома в селе в прежние времена жались к берегу реки». Вот вам и Жемковка!

«В селе было две деревянные церкви: одна летняя, или «холодная», во имя Архистратига Божия Михаила, а другая зимняя, или «теплая», во имя Святой Троицы. По святому летнего храма, Архангелу Михаилу, Жемковка в некоторых источниках значилась еще как село Архангельское, но это название не прижилось», - рассказывается в музейном проекте.

Жемковка, как и Сызрань, неоднократно горела. «В начале 40-х годов XIX века село практически полностью сгорело. Еще один большой пожар случился в 1866 году. В 1872 и 1879 годах крестьянские посевы побил град. Священник Иоанн Сухов писал, что в 1879 году «град был величиной от обыкновенного ореха до голубиного яйца и не только побил посевы, но и выбил стекла в окнах домов», - свидетельствуют документы.

В 1919 году в селе вспыхнул бунт. Нельзя сказать, что всем по душе пришлась новая власть. Но бунт, естественно, был подавлен. 17 человек, принявших наиболее активное участие в нем, были арестованы. Ну, а дальше пошла коллективизация, новое время продолжало вступать в свои права.

В краеведческом музее рассказывают: «В 1930 г. в Жемковке учредили колхоз «Красный партизан», но положение в хозяйстве было сложным. В связи с низкими производственными показателями один за другим менялись председатели. И только накануне Великой Отечественной войны колхоз смог встать на ноги». Отметим, что и в позднее советское время местный колхоз отнюдь не блистал показателями, в отличие от хозяйства, центром которого была Заборовка. Наследие колхоза им. Чапаева живет и сегодня.

Сама Заборовка – одно из старейших сел Самарской области – не зря была волостным центром. Люди, как подтверждают в музее, проживали на этой территории еще с начала XIV века, то есть задолго до основания Сызрани. А согласно справочнику 1859 года «Симбирская губерния. Списки населенных мест», в Заборовке было 402 двора, где проживало более 1300 мужчин и 1459 женщин.

История Заборовки во многом связана и с семьей князей Гагариных. У одного из них, Ивана Алексеевича, как рассказывается в проекте, было странное для дворянина хобби – он обожал огород: «Особенно любил выращивать капусту, которая издавна считалась в Заборовке главной огородной культурой. Слава о заборовской капусте гремела не только по всей губернии, но и за её пределами, так что Заборовку можно считать столицей капустной». Добавить сызранских помидоров, кошелевских яблок да усинского лука - и можно город вместе с одноименным районом превращать в огромную площадку гастрономического фестиваля вкусной и полезной пищи!

Фото: КТВ-ЛУЧ