Военизированное население на Средней Волге было необходимо по вполне понятным причинам. В разное время в него входили разные люди, но в основе не обходилось без таких категорий, как стрельцы, казаки, солдаты, причем не всегда это случалось попеременно. Имелись и временные, и иные пересечения.
Интересно, что (даже с учетом, в том числе и гарнизонного по большей степени характера службы) жизнь этих людей приобретала отчетливые сельские черты. Белопашенным, станичным, дозорным, полковым казакам (да и не только им) отводили земли «под двор, под огород и под гумно под 40 сажен длиннику, по 10 поперечнику». Были и другие наделы, более значительные.
Об этом писал доктор исторических наук, профессор Эдуард Дубман в работе «Служилые люди южного Средневолжья в конце XVI-XVII вв.» (Известия Самарского научного центра Российской академии наук (т. 13, №3 (2), 2011).
Профессор, в частности, отмечал: «Слободы возникали автономно, в сельской местности. Стрельцы и казаки получали земельные наделы для испомещения, что не препятствовало им заниматься активной промысловой и торговой деятельностью. По численности среди этой категории населения существенно преобладали конные казаки».
В свободное время, насколько оно тогда могло быть, и стрельцы и казаки занимались тем, что сейчас принято называть предпринимательством.
Стрелецкое войско постепенно отходило в прошлое. Вместо его классической конницы все больше использовались казаки.
Дубман пишет: «Именно конные казаки являлись наиболее мобильной силой, способной защитить всю протяженную систему засечных линий… В гарнизонах по оборонительным линиям ведущее место занимали конные казаки». Конечно, это в полной мере относится и к Сызрани.
Но повседневная жизнь не заключалась в мирном обязательстве. «Сторожевая служба, предупреждение возможных нападений являлись важнейшей заботой как местной администрации во главе с воеводой, так и немногочисленных гарнизонов. Например, на начале VXIII века жители Печерской слободы так охарактеризовали свои службы: «...все высланы на службу и доныне служат, а которые де остались за старостью и те де непрестанно были в работе на Камышинке и в посылках и на караулах на Сызране...», - пишет Дубман.
Так называемые «посылки» - это вам не красивый оборот из «Сказки о рыбаке и рыбке». Это и глубокие рейды на вражеские территории, и сопровождение торговых и государственных экспедиций, и разведка, и другие важные мероприятия, на которых всегда приходилось рисковать головой. Тех же казаков, например, отправляли и в качестве переговорщиков, перевербовщиков, агитаторов в мятежные края.
В связи с войнами на юге туда шли и массовый перевод, отселение и стрельцов, и казаков, и солдат: семьями, дворами, слободами! Но часть народа, конечно же, оставалась в «оседлости», сохраняла обычаи, смешивалась с другим населением, благо, на земле жесткого разделения тогда все-таки не было. Часть этих традиций дошла и до наших дней.
Фото: КТВ-ЛУЧ





Telegram
MAX