Чем жил город ровно 100 лет назад? Как представлялась прадедам его история? В уходящем году об этом неплохо еще раз вспомнить. На этот раз мы взяли в помощники авторов-составителей иллюстрированного издания Средне-Волжского агентства «Транспечать» - адресно-справочной и телефонной книги «Весь Ульяновск и Сызрань на 1925 г.».

В 1925 году в Сызрани было 44245 жителей. «Главной своей частью», как пишут авторы справочника, он был «расположен в котловине, ограниченной с запада и северо-востока возвышенным плато, на котором в последние годы перед революцией началось расширение города».

В связи с возможным объединением Сызрани и Октябрьска читателю будет небезынтересна и такая информация: «В городе имеются станции Московско-Казанской (товарная) и Сызрано-Вяземской (товарно-пассажирская) жел. дор., кроме того, в 12 верстах от Сызрани имеется с. Батраки со станцией Самаро-Златоустовской ж. д. Этот узел связан жел.-дор. ветками. Пристань вблизи города находится только до начала июня, со спадом воды, она относится на 4 версты, на Раков остров. Город Сызрань, а особенно его уезд, включающий ныне, вместе с городом, территорию в 10179 кв. килом., административно разделенную на 14 волостей, представляет собою в высокой степени интересный в историческом отношении край. На этой площади расположена жемчужина С.С.С.Р. — Жигулевские горы, находящиеся в Самарской Луке и опускающиеся вдоль Волги с севера до города, с отрогами в других частях уезда».

Развиваем туризм? 100 лет назад об этом тоже думали. А завлекали тогда туристов в том числе... соляными источниками. В справочнике сказано: «Сохранились и соляные источники, вблизи с. Усолья (Надеинского), где в XVII веке были варницы: Волга, Хорошава, Любим приезжая, Новик и Госшена. В XIX веке их правительство приказало закрыть, и только в 1919-20 гг. крестьяне о них вспомнили и потянулись с бочками и противнями варить соль».

А вот интересный вариант заселения наших краев, так сказать, из самой древности: «Века текли. Появился человек. Этих новых обитателей, по имеющимся источникам, представляли булгары, на смену коим пришли монгольские племена, беспокоившие Сызранский у., в лице их отпрысков, еще в XVIII столетии, что привело к необходимости создания опорных стратегических пунктов, спускавшихся вдоль Волги на юг. К числу таких то укрепленных пунктов и принадлежит г. Сызрань, построенный в 1083 г. князем Козловским на населенном пункте неизвестного поименования и происхождения, от которого нашлись остатки примитивной посуды».

Заметьте, 100 лет назад о том, что Сызрань возникла на месте уже существовавшего поселения, говорилось прямо. Это сейчас историки спорят, что было, а что не было. Прадедам же было все ясно.

Из этой же серии и еще одно свидетельство: «Город Сызрань имел свой кремль, построенный на костях, которые находятся в большом количестве и о происхождении которых летописец XVIII века догадывался, что здесь: «или Паталия великая, или мор великий был».

Население Сызрани и уезда, как отмечают авторы справочника, складывалось «начиная с XVII столетия, из различных национальных населений на бледном фоне остатков древних первоначальных хозяев Сызранских лесов и степей. Племенные потоки двигались сюда одни с востока — это татары, другие с северо-запада — это более старые поколения чуваш, мордвы и их покорителей русских, и с запада — великороссов (главным образом) и украинцев (в меньшинстве)».

«Государственной колонизации», как оценивают этим события авторы книги, «продолжавшейся со 2-й половины XVII века до Столыпина включительно», предшествовал «cамотек» крепостных, задыхавшихся под ярмом помещика, и преследуемых внутри страны раскольников. Эти контингенты проторили большую дорогу вдоль северной части Сызранского у. через Усолье, Жигули, Рождествено на Самару и далее - на Яик и Иргиз. Эти задыхавшиеся от правовой, духовной и физической кабалы люди, сбросив с себя ярмо, почувствовав себя «вольными людьми», любили задерживаться в Жигулях, главным образом на р. Усе, перерезающей Луку, где они «пошаливали», останавливали и выслеживали гостенские (купеческие) суда и под магический окрик: «Сарын на кичку» — освобождали их от обременительных грузов, которыми они делились с отовсюду — с низовьев и верховьев — стекавшимся вольным людом...». Очень романтично!