Гость отметил сызранские ярмарки и базары.

«Верстах в 7-8 от Батраков начинается довольно обширный «Остров раков», против которого, на берегу образуемой здесь Волгой «воложки», расположился уездный город Симбирской губернии - Сызрань», - так начинает рассказ о нашем городе Григорий Москвич в «Иллюстрированном практическом путеводителе по Волге», изданном в 1902 году.

Каким же видится Сызрань автору, и каким он представляет его путешествующим по различным надобностям гражданам?

«Кроме естественного водного пути, который представляет Волга, соединяющая Сызрань со всем Поволжьем, она в то же время является важной узловой станцией трех железных дорог: Московско-Казанской (на Инзу, Рузаевку, Симбирск), Сызрано-Вяземской и Самаро-Златоустовской (великий Сибирский путь). Волга отстоит от города в 5 верстах, а к пристани проведена ветка Московско-Курской железной дороги. В Сызрани два вокзала: Сызрано-Вяземской и Московско-Казанской железных дорог», - отмечает автор.

Лучшей гостиницей Москвич называет «Европейскую», отмечая также «Красильникова, Колесникова, Корман». «Приличные номера» здесь - от 75 копеек и дороже. Подешевле - в меблированных номерах. Они в городе тоже имелись.

Автору не откажешь в наблюдательности и своеобразии изложения материала. Знаменитые наши грязь и дороги отмечены были и им: «По своему внешнему виду Сызрань стала приобретать физиономию более или менее благоустроенного города лишь сравнительно в последнее время, с проведением через нее железных дорог; ранее она напоминала обыкновенное село. Городское благоустройство, в широком значении слова, находится в зачаточном состоянии: об устройстве мостовых и канализации и о проведении электричества, конно-железной дороги и прочих благах цивилизации еще только идет речь».

Зато автор путеводителя благосклонно отзывается о нашей питьевой воде: «Жители Сызрани пользуются прекрасной питьевой водой из водопровода, проведенного за 12 верст из местечка Рамено»; дивится его просторам: «О раскинутости города можно судить хотя бы по тому, что Симбирская улица, перерезывающая город, тянется на протяжении 2½ верст». Он же говорит о том, что Сызрань развивается по направлению к Батракам. Ни о Юго-Западном, ни о Северном районах речи тогда, конечно, не было.

Торгово-промышленное развитие Сызрани автор приписывает увеличивающемуся значению железных дорог.

«Особенно широкие горизонты в будущем открывает проходящее через Сызрань звено великого Сибирского пути, только еще оживляющегося», - делает он вывод. Тут мало что изменилось и до сих пор, только очередной «великий путь» назван иначе.

И только после железной дороги Москвич упоминает о развивающейся роли Волги, но все равно ставит в приоритет «чугунку»: «Крупную роль в торговом оживлении Сызрани играет, конечно, и Волга, делающая ее одной из наиболее оживленных волжских хлебных пристаней. В этом отношении, впрочем, вместе с выгодным железнодорожным положением Сызрань является весьма серьезной соперницей своему губернскому городу Симбирску, пред которым она имеет немало преимуществ».

Вслед за другими авторами прежних времен и вкупе с ними Москвич отмечает сызранские ярмарки и базары, хлеб (как главный предмет торговли) и (как он подчеркивает) «в особенности «сызранское» пшено, известное своей хорошей обработкой, которая производится здесь, на месте», а также «сызранский асфальт – гудрон». Рыба названа только в числе прочих товаров торговли.

Фото: КТВ-ЛУЧ