Сказки и легенды Сызрани.

Григорий Москвич в «Иллюстрированном практическом путеводителе по Волге», изданном в 1902 году, привел множество любопытных фактов как о Сызрани, так и о соседних городах. Автор неоднократно отмечал их значение в качестве центров хлеботорговли, бирж рабочей силы, рыночных центров.

Там, где торговля, деньги, азарт, всегда хватало и мошенников. Григорий Москвич приводит примечательную историю с «припиской» к Балаково. Но она кажется настолько жизненной для хлеботорговой Средней Волги, что, кажется, вполне могла произойти и в Сызрани.

«Очень важную роль в хлебной торговле Балакова составляет доставка его на возах из окрестных, нередко довольно отдаленных сел и деревень. Покупка хлеба с возов представляется особенно выгодной для хлебопромышленников, так как приходится иметь дело с крестьянами, обыкновенно мало осведомленными в действительной и рыночной стоимости зерна, а главное - нуждающимися в деньгах и потому стремящимися немедленно реализовать свое богатство. Этим и пользуются кулаки-хлеботорговцы, высылая на хлебный рынок целую стаю своих ловких агентов, приказчиков - «мартышек», как их здесь называют. Роль их состоит в том, чтобы объегорить недалекого мужичка и сбить возможно больше цену на хлеб», - предваряет основные события рассказа Григорий Москвич.

А далее в ход идут такие приемы, которые затем брались на вооружение и использовались еще неоднократно, конечно же, не только в России, но и по всему миру, так как торгаши всегда одни и те же, вернее, принципы объегоривания мало изменились с самого начала истории торговли. Применяются эти методы и сейчас, причем в самых разных сферах.

Автор излагает все это так: «Каждый крестьянский воз окружается целой толпой «мартышек», действующих обыкновенно сообща и помогая друг другу. Двое-трое приторговывают хлеб, критикуя его и сбивая цену, другие делают вид, что совершенно не интересуются торгом, но, тем не менее, играют такую же важную роль, как и первые. Когда первые, порядочно сбив уже цену на хлеб, якобы отказываются от покупки, на сцену выступают вторые; они с самого начала проделывают все то же, что и первые, но предлагают уже гораздо меньше. Крестьянин совсем сбит с толку и готов отдать хлеб первому, но и это ему не удается, потому что «мартышки» прекрасно знают свое дело и действуют заодно. Этим и другими плутовскими приемами цена сбивается до минимума, и тогда между «мартышками» начинается соревнование, кому какой воз заполучить. Нередко между ними бросается жребий, после чего «выигравший» выдает объегоренному продавцу записку (квиток); хлеб ссыпается в амбар, и мужик получает деньги».

«Это один из тех хищнических приемов хлебной торговли, которые в различных видах свили себе прочное гнездо во всех крупных пунктах хлебной торговли и давно ждут вмешательства власти», - делает вывод Григорий Москвич.

Думается, что, несмотря на замечание Москвича, обладавшего тонкой наблюдательностью и острым глазом, все осталось примерно так же, как и было. Но слепок реальной жизни у автора путеводителя вышел прямо-таки великолепным!

Фото: КТВ-ЛУЧ