В художественной галерее Александра Макарова «Наследие» открылась большая межрегиональная выставка «Цветы - вестники Рая». Более сорока живописных и столько же графических работ, 46 фотографий, керамика и другие декоративные изделия заполнили два зала галереи. Вернее, превратили их буквально в цветущий сад. Ведь главная тема этой выставки полностью соответствует ее названию.

- Еще в августе 2019-го сызранские художники и фотолюбители откликнулись на призыв к участию в межрегиональной экспозиции, которую готовил музейно-выставочный комплекс Поволжского православного института имени Святителя Алексия, митрополита Московского. В Тольятти отбор был достаточно строгим, и выставка «Цветы - вестники Рая» получилась очень интересной, - рассказывает предысторию события экскурсовод галереи «Наследие» Ирина Шейхина. - Тогда же была достигнута договоренность между Александром Макаровым и ректором Поволжского православного института протоиереем Димитрием Лескиным о том, что хотя бы частично эта замечательная экспозиция будет показана в Сызрани. Вниманию любителей изобразительного искусства представлены работы мастеров из Тольятти, Самары, Москвы. И, конечно же, нашего города.

И все же - почему такое название получила выставка? Откуда пошло представление о цветах как проявлении божественной гармонии в природе? Свой ответ на этот вопрос есть как у искусствоведов, так и у любителей живописи.

- Из объекта ботаники цветы перешли в область культуры еще в Древнем Египте, - напомнила директор Сызранского краеведческого музея Марина Питьёва. - Изображения лотоса украшали папирусы. А позднее, в христианстве, сложились символические представления о сути цветов: лилия - непорочность, ирисы – страдания, колокольчики – сила воскресения. Без осмысления красоты цветов не было бы народных промыслов – гжели, хохломы.

Несмотря на локальность заявленной темы, экспозиция смотрится интересно. Разные жанры, стили, авторские приемы заставляют останавливаться почти у каждой работы. Сызранский художник Мария Гаврилова подкупает, как всегда, умением увидеть красоту в самом скромном бытовом обрамлении («Букет после дождя», «Хоста под яблоней»). А работы тольяттинки Светланы Мищенко, напротив, поражают подчеркнутой декоративностью, яркостью, блеском («Снегурушка», «Ботаника»). Не оставляет зрителя равнодушным и своеобразный триптих Рината Бикташева - сложный мягкий свет, строгая сдержанная композиция и подача («Букет на золотистом фоне», «Хризантемы на красной скатерти»).

- Изображение цветов нельзя назвать каноном, но это, безусловно, традиция в христианстве, - размышляет настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Феодоровская» игумен Марк (Алексеев), большой любитель живописи и частый гость галереи «Наследие». – В почитаемой иконе Богоматери «Неувядаемый Цвет» изображаются ветви и жезл, покрытые райскими цветами. Лилия же на языке иконописи - символ чистоты и непорочности Божией Матери.

Интересен и раздел выставки, отданный фотоискусству. Работы членов сызранского клуба «Абсолют» и Дмитрия Файнермана на равных соперничают с патриархом тольяттинской фотографии Николаем Голощаповым. Фотохудожники сделали все, чтобы донести до нас красоту садовых, полевых, ярких и нежных цветов.

По словам Александра Макарова, выставка посвящается женщинам Сызрани. Ее можно будет посмотреть до 16 марта. В то же время в галерее уже готовят традиционную полюбившуюся зрителям экспозицию «23+8», объединяющую темы 23 февраля и 8 Марта.

Инна Чурикова

Волжские Вести в Субботу