"Конкуренция за население будет острой": эксперты высказались о проблемах малых городов
В ближайшие годы малым и средним городам необходимо будет научиться конкурировать в борьбе за население, считает ведущий эксперт "Стратеджи Партнерс Груп" по региональному и городскому развитию Сергей Лозинский.
Таким мнением он поделился на прошедшей 14 августа в Новокуйбышевске стратегической сессии "Малые города - большие возможности", модератором которой он и выступил.
Эксперт отметил: в последнее время не только в экспертном кругу, но и широкой общественностью, в прессе много обсуждалась тема пространственных стратегии и политики. При этом на первый план вышла тема агломераций.
"Хотим мы того или нет, но вся экономическая активность все больше стягивается в агломерации не только в европейской части, но и в Сибири. Когда мы начинали работать над стратегией Самарской области, тема агломерации была краеугольной - 50% муниципальных образований находится в ее границах. В этом смысле область уникальна", - приводит портал "Волга Ньюс" слова Сергея Лозинского.
Однако он отметил: пространственное развитие невозможно без сети малых и средних городов, в которые стягивается население из соседних территорий и которые обслуживают все эти территории.
"Население стягивается с сельских территорий и из других малых и средних городов, которые менее успешны. Конкуренция малых и средних городов за население, за лучшие ресурсы в ближайшие годы будет очень актуальной и важной", - прогнозирует эксперт.
Он также обозначил критерии идеального города, с учетом мировых тенденций и характерной для России схемы расселения: "Это компактный город, с минимальным объемом выбросов, со сплоченным активным населением. В компактном городе проще обеспечить экологическую дружественность, проще отказаться от автомобильного транспорта".
В числе инструментов, которые города должны использовать для развития, эксперт "Стратеджи Партнерс Груп" перечислил:
- привлечение инвестиций - не только от крупных компаний, но и продвижение местной продукции, поддержка малого бизнеса (прежде всего, имеющего амбиции стать большим);
- обслуживание территории - малые и средние города становятся центрами притяжения и интеграции сельскохозяйственных производств, расположенных на соседних территориях;
- внутренний туризм;
- привлечение новых жителей: зачастую привлечение одного жителя более важно, чем привлечение нескольких десятков туристов. Житель больше инвестирует, с ним больше связано экономическое благополучие города;
- цифровизация;
- развитие управленческой команды.
Напомним, в Самарской области разрабатывается стратегия социально-экономического развития региона, в работе над которой участвуют представители всех органов власти, региональные и федеральные эксперты, общественники, предприниматели.
Ранее планы развития городов и районов обсудили на муниципальном уровне совместно с жителями, теперь проходят областные тематические сессии. Инициатором такого формата работы над стратегией развития Самарской области выступил Глава региона Дмитрий Азаров.
Фото: Игорь Казановский, портала "Волга Ньюс"