Молдавка, Нахаловка и Свинарник: за что получали меткие прозвища целые районы Сызрани


Старые названия городских районов появлялись не просто так. Неожиданная версия.

Вот, например, Свинарник. Это район оврага в начале нынешней улицы Декабристов. Там действительно держали много свиней. Сами жители рыли себе землянки. Понятно, почему землянскими их и прозвали. Позже прозвище трансформировалось в фамилию.

Нахаловка. Это территория за Лягушачьим парком. Считается, что название возникло потому, что район был застроен без всяких разрешений. Может быть, здесь и ноосфера особая, ведь скандалы с застройкой тут возникали и совсем недавно.

Лопотки - часть Заусиновского района. Рассказывают, что тут селились выходцы из окрестных деревень. Название, возможно, появилось от их обувки – широкоизвестных лаптей. Или же от своеобразного говора новых городских жителей.

На удивление неясно с Молдавкой. С одной стороны, название могло приклеиться как определение захолустья. С другой – жители района выращивали виноград. Наконец, здесь могли кучно селиться приезжие из Молдавии. Но «географические» привязки не всегда надежны. Примером тому может стать еще один сызранский топоним – Питер.

Сомнительно, что район за Щепалинской площадью (Тимирязевским парком) заселяли бывшие жители Петербурга. В нашу глубинку они не рвались. Поэтому вполне может быть, что местных обитателей назвали «питерцами» в насмешку, ведь тут было много бедноты.

Но у жителей Питера было и другое прозвище – мослятники. Этимология его до конца непонятна. Возможно, определение пошло от слова мосол, то есть кость. Неподалеку были расположены бойни, что может быть как-то связано с прозвищем, но также оно может символизировать и бедность, и внешний облик, сложение людей.

Косвенно на бедность питерцев указывает и другая информация. Вот как объясняет определение «волжские татары» туристский паспорт Сызрани: «жители Волжского спуска, они были более зажиточными, в отличие от «питерских».

Есть и «революционная» версия. Согласно ей, Питером район назвали по политическим настроениям селившихся здесь железнодорожников.

Однако сейчас у исследователей появилась и новая версия. Она может и противоречить возникшим ранее вариантам, и подтверждать их.

Дело в том, что еще задолго до революций в ряде российских губерний «питерщиками» звали плотников, которые ходили в Санкт-Петербург на заработки.

Ясно, что сызранские мастера, как бы ни были хороши, вряд ли массово были востребованы в столице. Но определение могло распространиться с плотницкого и на другие занятия, а отправиться «за деньгами» можно было и в соседние города. И вот уже вырисовывается уверенный образ мастера на все руки, зарабатывающего на жизнь своим трудом, как сейчас бы сказали, «вахтовым методом». Согласитесь, куда более серьезная для нашего Питера версия!

"Сызранские Вести"
21 Января 2021, 19:14 / Общество