Не до шика: почему россияне стали хуже одеваться и реже обновлять гардероб
По стране массово закрываются магазины одежды.
Лучшие годы для магазинов одежды, когда иностранные конкуренты ушли с рынка, закончились. Потенциал роста исчерпан. И магазины, которые открывались сотнями, теперь так же сотнями закрываются. «РБК исследования рынков» подсчитало: с прошлой весны в России исчезло как минимум 232 магазина одежды и обуви.
Причиной авторы исследования называют не только изменение покупательских привычек населения - проще говоря, «переезд» на маркетплейсы, но и просто падение спроса. Магазины будут и дальше закрываться, пустующие торговые площади - расти, а выручка производителей одежды и обуви - падать. Таков неутешительный прогноз.
- После ухода крупных игроков с рынка, очень многие полезли в эту сферу: блогеры, психологи, врачи, даже силовики. В общем, все, кто в этом особенно не разбирается. Пооткрывалось тысячи брендов, цехов, салонов и так далее. При этом платежеспособность населения пошла вниз. Вот и произошел резкий переизбыток рынка. Вот мы и видим закрытие и банкротство фирм, бутиков, брендов. Я думаю, выживут гибкие и профессиональные компании, - считает дизайнер одежды Артур Нахапетов.
- Закрытие магазинов - явление закономерное, - согласен независимый пиар-консультант Денис Голдман. - Подчас решения об открытии салонов на месте ушедших западных брендов принимались импульсивно, даже азартно, без оценки аудитории и ее вкусов. Лишь бы занять выгодное место, пока этого не сделал кто-то еще. Закономерный итог: после трех лет работы некоторые такие магазины признали убыточными - высокая арендная плата, растущие издержки на содержание сотрудников, не угадали с предпочтениями покупателей.
С издержками бизнеса всё понятно. Но почему спрос на одежду в целом упал - люди экономят?
- Нет. Просто появились альтернативные пути, чтобы пополнять свой гардероб, которые не входят в официальную статистику. К примеру, в серой зоне находится деятельность профессиональных байеров, которые «достают» вещи интересующих западных брендов под запрос. Кто-то отправляется в шоп-туры в Беларусь, где уход западных брендов не был массовым. В Казахстан, где те же бренды обходятся дешевле, и в Китай.
Но и кроме того, всё больше людей предпочитают ходить не в обычные «живые» магазины, а делать покупки на маркетплейсах. Тем более что сейчас они бурно развиваются: растет ассортимент, в ПВЗ есть примерочные. Кроме того, у маркетплейсов нет наценок за аренду и персонал.
- ПВЗ превращаются в компактные магазины у дома, а шоурумы маркетплейсов и онлайн-магазинов становятся точками притяжения - не только для выдачи, но и для ознакомления с товарами. Это и есть будущая торговля: гибкая, осмысленная и отвечающая на реальные потребности покупателей, - говорит msk1.ru координатор Федерального общества сетевой торговли Мирослав Радкевич.
Маркетолог Никита Сенников тоже сомневается, что в России будет дефицит одежды, несмотря на закрытие магазинов. Хотя он и не столь оптимистичен, как Голдман: эксперт говорит, что люди действительно стали реже приобретать одежду, делают более взвешенные покупки и чаще выбирают доступные по цене бренды.
Фото: КТВ-ЛУЧ