Школьник полгода просидел под партой и оттаял от любви: учительница творила чудеса
Портрет человека.
Первоклассник 21-ой сызранской школы полгода просидел под партой, но благодаря доброте учителя мальчик стал вести себя, как все. О редчайшем случае в своей работе рассказала педагог с 40-летним стажем Валентина Ивановна Брыкина. О ее отношении к детям и их родителям складывали легенды.
– Но это был абсолютно реальный, хотя и очень необычный случай. Он произошел в моем классе много лет назад. Первоклассник полгода просидел под партой, вероятно, из-за каких-то психологических проблем. Захожу в класс, спрашиваю: «Дети, все ли в классе?» и вижу, что мальчик сидит под партой. Я его прошу: «Миша (имя изменено) сядешь за парту?». Он в ответ головкой кивает, но не поднимается. Так и считал, писал под партой. Я деток просила, не обращать внимания на то, что Миша ведет себя не так как все, – рассказала КТВ-ЛУЧ 84-летняя Валентина Ивановна.
Работать в школе она начала с 1957 года, сразу после педагогического училища. В годы СССР психологов в школах не было, и учителя относились к детям по добродушному принципу: «Какой ребенок к тебе в класс пришел, с таким и работай».
– Я всегда говорила, что мои ученики – это детки, которых мне доверили родители! Ребенок для мамы с папой – самое дорогое в жизни, дороже машин и бриллиантов. И я несу за него ответственность. Я ни разу за свою жизнь не накричала на учеников, не отняла, не выхватила что-то из рук. Так с лаской мой ученик постепенно изменился и сел, как все, – говорит Валентина Ивановна.
В годы ее работы доска была черной, старые парты хлопали крышками. Брыкина первой в 21-ой школе начала писать в тетрадях детям: «Молодец, Саша!» или «Молодец, Оля!». В начале каждого учебного года у кабинета Брыкиной стояла очередь из родителей, мечтавших, чтобы их ребенок попал в руки Валентины Ивановны. При этом ко всем детям учительница относилась одинаково, независимо от высоких должностей родителей. Бывало, ее класс был переполнен до 43 учеников. Огромная нагрузка!
– Даже за моим учительским столом сидел ребенок, а я не садилась весь урок. Оценки в журнал ставила, положив его на подоконник. И когда приводили ко мне ребенка, и дверь закрывалась, а родители оставались в коридоре, то я представляла, как сжималось их материнское сердце. Они думали, как там дите, которого они доверили мне? И я никогда не говорила родителям плохого об их ребенке. Я своих учеников всегда звала «солнышки, вы мои». Детки такие сообразительные, бескорыстные, старательные! – рассказала Валентина Ивановна.
В школу она пришла девушкой, а на пенсию ушла бабушкой. Сейчас у нее четыре внука и четыре правнука.
– Я была самая бедная учительница в школе. У меня не было нарядов. Зарплата была 620 рублей (старыми), из них 150 рублей я отдавала няне, которая оставалась с дочкой в нашем бараке, где мы жили. Муж уезжал на несколько месяцев строить завод. Но мне посчастливилось, я попала в дружный и очень грамотный педагогический коллектив. Не все ребята осваивали программу сразу, приходилось подолгу сидеть после уроков. Некоторые мне говорили: «Зачем тебе это надо? Все равно пройдет время и никто не вспомнит, что ты вот столько занимаешься с детьми». А мне на разум приходили на память стихи Исаковского: «А не вспомнят – экая досада. Я об этом вовсе не грущу. Не хотят? Не вспоминай, не надо. Все равно я вишню посажу», – говорит Валентина Брыкина.
За удивительную любовь к людям, Брыкину 4 раза выбирала депутатом в сызранский Горсовет. В СССР Валентине Ивановне присвоили звание «Старший учитель».
Фото: КТВ-ЛУЧ