В Сызрани кроме старообрядчества, было еще немало мистических сект...
Об экономическом и культурном развитии вековой давности.
Чем жил город ровно 100 лет назад? Как представлялась прадедам его история?
В этом году об этом неплохо еще раз вспомнить. На этот раз мы взяли в помощники авторов-составителей иллюстрированного издания Средне-Волжского агентства «Транспечать» - адресно-справочной и телефонной книги «Весь Ульяновск и Сызрань на 1925 г.».
«Обращаясь к обзору современного состояния г. Сызрани, необходимо сказать, что этот город был большим центром хлебной торговли, которая особенно выросла с 1896 г., когда здесь были проложены жел.-дор. магистрали. Из хлебных продуктов главными в обороте были: знаменитое сызранское красное просо, которым доселе питается полукочевое население дальнего севера, находящее его удобнейшим продуктом в передвижениях, проникавшее туда по Волге и далее - водными артериями. Затем пшеница, концентрировавшаяся здесь с большого района ближайших уездов Самарской и Саратовской губ. и уходившая на заграничный рынок. Рожь шла на внутренний рынок потребляющего района. В последнее время заметное место стал занимать подсолнух», - свидетельствуют авторы справочника, выделяя также торговлю кожей и товарами из нее.
В период военного коммунизма торговля, как красочно оценено в книге, «совсем захирела», но с введением НЭП «стала быстро восстанавливаться».
«В настоящее время в городе имеется 1307 торговых предприятий. Госторговля в розничной торговле, не считая единичных представительств, не участвует; ее функции находятся в руках кооперации, которая только с конца 1924 г. начала укрепляться и развиваться, становясь серьезным конкурентом частной торговли», - пишут авторы справочника.
Промышленность после войны и революции тоже пострадала. И тоже восстанавливалась.
«Главную отрасль промышленности составляют мельницы, которые до революции у преемника, с одной стороны, поглощали ежедневно тысячи подвод хлеба, а с другой, засыпали баржи и вагоны великолепно обработанной мукой. В настоящее время в Сызрани имеются: 7 мельниц, гвоздь-завод, 2 кожзавода, пивоваренный, кирпичный и лесопильный заводы, махорочная фабрика, типография, литография, не считая мелких производств кустарно-ремесленного типа», - отмечено в книге.
Конечно, авторы не могли обойти вниманием водопровод и электростанцию. Обе «отрасли» были, кстати, муниципальными.
«Водопровод берет свое начало за 12 верст от Сызрани в с. Рамено, в ключах, откуда великолепного качества вода идет самотеком в город. В последнее время он представляет предмет серьезных забот Местхоза, т. к. ключи обнаружили убыль вследствие обезлесения района и перерезки жил колодцами; обветшала и магистраль, в помощь которой проектируется к прокладке вторая», - так описано состояние водопровода.
А что с электричеством? Тут как раз подоспели великолепные планы: «В 1926 г. будет приступлено к электрификации города путем устройства мощной гидроэлектростанции на р. Сызрани, где будет устроена плотина. Необходимость такой станции вызвана не только экономической выгодностью ее, но и недостаточной мощностью существующей станции, едва хватающей на освещение, и то далеко не всех, домов».
Собственно, с экономикой авторам все более-менее понятно. Что же касается «культурно-общественной жизни», то они отсылают к неназванному «обозревателю Сызрани 60-х годов XIX столетия», отмечавшему, что «Сызрань - город замкнутый, тихий, благодаря сильному распространению раскола...».
«Изучая состав населения и не обратив внимание на эту сторону, для нас будет не все понятно. Кроме старообрядчества разных согласий, здесь немало мистических сект, до хлыстовства включительно. Несомненно, что экономические условия и ряд других обстоятельств кладут печать замкнутости и слабого развития общительности и общественности», - заключают авторы справочника.
Названы в справочнике театр, «2 кино», «народные дома и клубы почти при всех профсоюзах». Но все они, как свидетельствует книга, «не могут похвастаться ни значительной посещаемостью, ни оживленной общественной культурно-просветительной работой, так необходимой здесь».
Не было отмечено ни научных обществ, ни научных кружков, «не считая кружков при учебных заведениях и проф.-клубах».
"Волжские Вести"
Фото: КТВ-ЛУЧ