В «Географическом очерке Сызранского уезда» Н.О. Рыжкова, вышедшем в 1926 году, есть такая глава, как «Народное здравие».

В самом начале ее исследователь говорит о росте смертности начиная с 1918 и вплоть до 1922 года. Причем главными причинами этой тенденции краевед называет тиф и голод. Затем ситуация выправляется, а «соввласть», как отмечено в очерке, «напрягает усилия, чтобы выделить на народное здравоохранение возможно больший процент». В 1923-24 г. из местного бюджета на это выделялось 10%, в 1924-25 г. – 12%, в 1925-26 г. - 13,5%. О каких еще тенденциях свидетельствует автор?

Рыжков отмечает среди заболеваний населения наличие острозаразных заболеваний: сифилиса, оспы, туберкулеза и трахомы. При этом он говорит, что «особенно высок процент заболевания оспой, что объясняется малокультурностью населения, нередко уклоняющегося (особенно нацменьшинства) от привития оспы».

Все новые местности уезда поражал туберкулез. Это объяснялось «ослабленностью» питания и неудовлетворительностью общих санитарных условий.

Но что творилось с сифилисом! Здесь мы были впереди всего государства!

Краевед рассказывает: «Сифилис развит в уезде в три раза больше, чем вообще в республике. Поражены сифилисом, главным образом, села, лежащие на Волге и при линии ж.д. 87% заболевания сифилисом относятся на заражения внеполовым путем. Далее, в 24% случаев сифилис наследственный и в 76% - вновь приобретенный». Страшная картина!

Также более высоким, чем по стране, был процент заболевания брюшным тифом. Широко распространена была малярия.

«Это говорит о скверном состоянии наших источников водоснабжения», - сообщает автор. И резюмирует: «Распространению заболеваний способствуют тяжелые бытовые и гигиенические условия, в которых живет наше население».

Рыжков свидетельствовал о том, что четверть крестьянства не пользуется мылом, а подавляющее большинство пользуются в семьях общим полотенцем. Немногие пользуются кроватями и постельными принадлежностями, а две трети спят на печках, на полу и т.п.

Лечился народ также по старинке. Краевед замечает: «К медицинской помощи население прибегать еще недостаточно привыкло и нередко еще пользуется знахарями и своими снадобьями». Правда, здесь же говорит о том, что за последние годы видно значительный перелом. «Даже роженицы и те теперь не стыдятся врача: 2% рожениц крестьянок воспользовались помощью больниц и 4% помощью врача на дому», - рассказывал Рыжков.

И все же краевед отмечает: «Медпомощь при соввласти стала ближе, доступнее населению». Он приводит такие данные: «В сельских местностях уезда в 13 г. было 8 врачебных участков, теперь их 13; было 8 больниц (с 160 койками), теперь 7 больниц, 8 врачебных амбулаторий, 2 зубоврачебных амбулатории, 16 фельдшерских пунктов, 8 дет. яслей. В городе 3 больницы на 124 койки (в 13 г. было 1 на 54 койки) и 6 врачебных амбулаторий. Здесь мы определенно шагнули за довоенную грань. В уезде работают сейчас 19 врачей, 42 фельдшера, 7 фельдшериц-акушерок, 18 акушерок, 1 зубврач и т.д.». Впрочем, Рыжков говорит и следующее: «При количественном росте лечебной помощи мы несколько не догнали еще довоенные нормы в их качестве».

«Сызранские вести»

фото: КТВ-ЛУЧ