Теперь главным будет тот, для кого есть знак «Главная дорога».

С 1 марта 2023 года в России вступают в силу поправки в Правила дорожного движения, согласно которым изменятся правила проезда круговых перекрестков. В настоящее время водитель, въезжающий на круговое движение, обязан уступить дорогу транспортным средствам, находящимся на перекрестке. Теперь же, при подъезде к круговым развязкам, автомобилистам нужно будет обращать внимание на знаки приоритета.

Как будем ездить по кругу с 1 марта?

Новые правила въезда на перекресток с круговым движением подразумевают, что, если перекресток равнозначный, то дорогу уступает въезжающий. Если же перекресток неравнозначный, то преимущество определяется знаками приоритета, уточняет портал газеты «Правда Севера».

Таким образом, с 1 марта приоритет на перекрестках с круговым движением будет определяться следующим образом:

на равнозначном перекрестке дорогу уступает въезжающий. То есть,если перед кругом нет знаков приоритета, то водители обязаны уступить дорогу тем автомобилям, которые уже находятся на круговом движении;

въезжающий на перекресток по второстепенной дороге уступает дорогу. То есть, если перед перекрестком стоят знаки 4.3. «Круговое движение» и 2.4. «Уступи дорогу», то водителям необходимо пропускать транспорт на круге;

въезжающий на перекресток по главной дороге имеет приоритет. То есть, если перед круговым движением стоят знаки 4.3. «Круговое движение» и 2.1. «Главная дорога», то водители могут проезжать перекресток без задержек, потому как имеют приоритет.

История вопроса

Изначально круговое движение было сформировано так, что приоритет отдавался транспорту, который въезжал на круг, из-за чего на наиболее оживленных направлениях могли возникать заторы и круговое движение теряло свою эффективность. Круговые перекрестки пришлось модернизировать и с 20 ноября 2010 года круговое движение стало приоритетным: транспорт, выехавший на круг, имел приоритет и мог беспрепятственно съезжать на любую примыкающую дорогу. Однако сделано это было с помощью знаков приоритета, которые начали устанавливать перед кругом. От водителей на круге требовалось пропускать въезжающий на круг транспорт. Тем самым реализовывалось правило «Пропусти помеху справа». Такая ситуация вносила определенную путаницу.

И наконец, после еще одной редакции ПДД, 26 октября 2017 года при въезде на перекресток с круговым движением, все водители стали обязаны пропускать транспорт на круге. Теперь на нерегулируемых круговых перекрестках, где могли пропасть знаки, вопросов к приоритету не возникало. Круг считался главным, и все пропускали только транспорт на нем.

Впрочем, и после такого нововведения путаница в некоторых моментах продолжилась. Как сообщает АиФ, тогда возник юридический казус: как быть, если главная дорога упиралась в такой круговой перекресток? ПДД требовали пропускать транспорт на круге, а знак 2.1 «Главная дорога» требовал беспрепятственного въезда на круг. Водители на развязке имели приоритет, как и водители на главной дороге, что могло спровоцировать ДТП. Тем более что в ПДД нет термина «круговой перекресток», и круговое движение, обозначенное знаком 4.3, является, фактически, обыкновенной дорогой, а не перекрестком. Из-за этого противоречия и потребовались новые исправления ПДД.

Мнения экспертов

Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала в беседе с Autonews.ru отметил, что новые поправки решат ряд проблем, которые наблюдаются на круговых перекрестках в настоящее время.

- Например, известно, что на конкретном кругу наибольшая нагрузка наблюдается на первом въезде и первом съезде. А остальные въезды и съезды загружены гораздо меньше. В таком случае поправки дают возможность без разночтений установить дорожные знаки, по которым движение на первый въезд и первый съезд с перекрестка являются главной дорогой, - это существенно увеличит скорость проезда этого перекрестка с круговым движением. Если же знаков никаких нет, то все остается по-прежнему. Кто по кругу, тот и главный, - отметил Мацала.

Юрист Катерина Соловьева высказала мнение, что водители при проезде по кругу, даже после введения поправок в правила ПДД, все равно могут попасть в неоднозначную ситуацию.

- Возьмем такой пример: вот изменения вступили в силу. Водитель заезжает на круг, для него указано направление главной дороги. Этот водитель заехал на круг с главной дороги, и он уверен, что едет правильно. На самом кольце знаков уже нет. А вот вдруг второй водитель летит справа со второстепенной дороги. Первый автомобилист понимает, что именно второй участник движения при ДТП будет неправ. Но, если будут пострадавшие или погибшие, дело дойдет до уголовного расследования, в ходе производства, может возникнуть вопрос к первому водителю о том, как именно он, следуя по кольцу понял, что у второго автомобилиста была именно второстепенная дорога. Ведь на кольце уже никакой информации не было. И ответить на такое будет трудно, - предупредила юрист.

В свою очередь, генеральный директор юридической компании «Гебель и партнеры» Сергей Гебель напомнил о еще одном правиле, которое не менялось, но о котором забывают многие автомобилисты - это съезд с круга. Юрист отметил, что с круга всегда нужно съезжать с крайнего положения, заранее подготовившись к этому маневру.

- Правила съезда с кольца не изменились. Водитель должен заблаговременно занять крайнюю правую полосу и осуществлять съезд только с нее. При этом нужно не забыть подать соответствующий сигнал поворота. Дальнейшие перестроения в другие полосы можно выполнять только после съезда, - подчеркнул эксперт.

Юрист напомнил, что за неправильный выезд с кругового перекрестка водителя могут привлечь к ответственности по ст. 12. 14 КоАП и оштрафовать на 500 рублей.

Фото: КТВ-ЛУЧ