Российским чесноководам сложно конкурировать с китайскими коллегами.

Чеснок оказался одним из самых подорожавших продуктов за последний год. По данным Росстата, овощ вырос в цене по сравнению с прошлым сезоном на 41%. Эксперты объясняют общее подорожание овощей девальвацией рубля, низкими урожаями и ростом издержек. Так, в начале 2023 года кило чеснока можно было купить в среднем за 233, а год спустя - за 364 рубля.

Чеснок входит в топ-5 продуктов, которые Россия закупает в Китае и на 80% зависит от импорта этой страны. Еще 10% привозят из Ирана, Египта и Узбекистана. Во всех российских хозяйствах, по данным Росстата, ежегодно выращивают от 200 до 250 тысяч тонн чеснока, однако на долю сельхозорганизаций приходится только 5 тысяч тонн.

- Для того чтобы одновременно собрать чеснок с большой площади, нужно 20-25 человек на гектар. Такой живой силы в России не хватает. В Китае же сбором чеснока занимаются целые семьи, никакой автоматизации там не нужно. Китайцы выращивают 6 миллионов тонн этого овоща в год и съедают сами, а в Россию импортируют 50 тысяч тонн, - рассказал в интервью «Парламентской газете» исполнительный директор Национального союза чесноководов Дмитрий Михальчук.

Эксперт подтвердил рост чеснока за последний год на 20-30%. Он отметил, что российские производители ориентируются на китайский чеснок, занимающий 80% российского рынка, и поднимают цены пропорционально. При этом российский чеснок стоит вдвое дороже китайского.

- На это повлияла не только инфляция, но и подорожание логистики, электричества, бензина, а также рост зарплат и снижение числа рабочих рук. Кроме того, фермеры выращивают большое количество нетоварного чеснока, - уточнил Михальчук.

Исполнительный директор союза чесноководов отметил, что при российском урожае в 5 тысяч тонн в год и китайском импорте в Россию в 50 тысяч отечественные производители оказались абсолютно неконкурентоспособны. Они не могут влиять на цены на рынке.

По мнению эксперта, проблему монополии китайского чеснока на рынке можно решить только при участии федеральных торговых сетей, которые должны выделить часть магазинных полок российским производителям. Также, по словам Михальчука, необходима отраслевая программа через субсидирование семеноводства, так как посевной материал составляет до 40% от cебестоимости.

Фото: unsplash