«Скот убивается после осмотра врачом…»

Понятие о культуре как таковой и, соответственно, полнейшем бескультурье всегда разнятся. Недаром крылатое «О, времена, о, нравы!» настолько плотно вошло в оборот, что без него как-то уже и неловко. При этом не столько меняются люди, сколько времена. Человек лишь старается им соответствовать. И всегда если не он сам, то общество, государство борются за культуру. За такую, как ее понимают.

Как обстояло в Сызрани с культурой 100 лет назад, можно подробно узнать из работы Н. Рыжкова «Географический очерк Сызранского уезда», увидевшей свет в 1926 году.

«Что касается культурно-общественной жизни, то здесь сосредоточен целый ряд учебных заведений уездного масштаба, например, опытно-показательная школа I ступени, педтехникум, профшкола, совпартшкола и др. клубы профсоюзов, Дом Работников Просвещения с педагогическим кабинетом. Из педкабинета временами выделяются передвижки педагогической литературы в волостные села», - рассказывал Рыжков.

«Летучки», «передвижки» в той или иной форме сопутствовали жизни сельских территорий на протяжении всего советского времени. Есть они и даже более того - жизненно необходимы и сейчас. Где их нет, рождаются обращения вплоть до губернатора.

«В городе находятся все руководящие культурно-просветительной деятельностью уезда организации, как-то Метбюро Отдел народного образования, Бюро самообразования, АПО Укома и т.п. Отсюда исходит метод. руководство и инструктаж по линии как советской, так и профессиональной и партийной работы. Здесь издается газета, расходящаяся по всем уголкам уезда. Здесь имеются 2 громадных книжных магазина Райпотребсоюза и Самгубиздата, через которые идет литература по всему уезду», - свидетельствовал автор.

Особо же Рыжков обращал внимание на Музей Местного Края. Создан музей был «за какие-нибудь 3-4 года по инициативе и благодаря исключительной энергии любителя-краеведа Н.В. Гурьева».

«Лучше других здесь обставлен исторический отдел, в котором собрана масса предметов помещичьего быта, памятников старины – различных каменелостей и орудий далеких времен. Хорошо поставлен сельскохозяйственный отдел. Идет работа по созданию промышленного отдела, соединенного с изучением кустарных промыслов уезда. Созданию музея много помогали и работники с мест, присылая ему различные предметы, которые казались ничего не стоящими безделушками, а когда вошли в общие коллекции музея, то становились очень интересными вещами, над которыми с любовью и вниманием останавливаются посетители музея», - такие подробности привел Рыжков о музее.

Исследователь в работе обращался к сызранцам, жителям уезда, «ко всем культурным и передовым силам» с просьбой поддержать музей. «Интересует все, что говорит о родном крае, его истории, быте, природе, труде человека. Старинные монеты, выкопанные из земли старинные вещи и кости, коллекции трав, сорняков, насекомых, образцы почему-либо интересных сельскохозяйственных растений, коллекции, рисующие местные кустарные промыслы, особенно если эти коллекции соединены с описаниями, даже такие промыслы, как лаптеплетение, смолокурение и пр.», - уточнял автор.

Рыжков подчеркивал также значение детской библиотеки и музея наглядных пособий. Каждая сельская школа могла получить отсюда на время для пользования передвижку книг, комплект наглядных пособий.

Но культура культурой, а народу, помимо духовной пищи, нужна была и обычная. Например, мясо. Оно поступало горожанам с единственной в Сызрани скотобойни. «Скот убивается после осмотра врачом, чем гарантируется доставка на рынок безусловно здорового мяса. За 1924-25 г. убито скота 14908 голов», - свидетельствовал Рыжков. Так что о качестве еды заботились не меньше, чем о культуре.

«Сызранские вести»