Маленькое село Неклюдово на самой окраине нашей области, на границе с Оренбургской. Старинный парк с липовой аллеей. У входа - огромный камень, привезенный сюда шесть лет назад. На нем надпись: «Барский сад помещиков Неклюдовых. Заложен в 1773 г. Восстановлен в 2011 г. добровольцами Молодежного совета, волонтерами международного проекта «Мост дружбы», трудовыми коллективами и жителями района по инициативе администрации муниципального района Камышлинский».
Восстановление Барского сада
Наша газета тогда же, в 2011 году, написала об этой благородной акции, которая нашла свое продолжение и в последующие годы. Волонтеры из России, Германии, Италии, Польши и других стран приезжали сюда каждое лето недели на две, помогали старикам и больным, очищали от мусора местную речку Камышлинку. И восстанавливали усадьбу.
Барский сад к тому времени зарос и представлял из себя сплошной лес, среди которого затерялись вековые сосны и липы. Волонтеры с помощью жителей Камышлинского района расчистили это место, увезли на полигон спиленные и срубленные ветки, кустарник, подлесок, поставили скамейки. В культурно-исторический комплекс «Неклюдово» вошли церковь в честь Казанской иконы Божьей матери, возведенная тогда же, в 2011-м, барский сад в четыре гектара, родовое кладбище Неклюдовых.
Вот только в нынешнем, 2017-м, году была пауза. Но добровольцы из Молодежного совета и «Моста дружбы» обещают приехать в Неклюдово и продолжить свою деятельность в будущем году.
Писала «ВК» и о том, что это село посещали приезжавшие сюда на снегоходах и автомобилях представители международного Аксаковского фонда. Походы были организованы в рамках акции «Золотое кольцо аксаковского Поволжья».
Хотелось бы, чтобы возникший общественный интерес к этому селу, тесно связанному с биографией Сергея Тимофеевича Аксакова, получил свое дальнейшее развитие. И дело не ограничилось бы разовыми акциями.
Ротонда с белыми колоннами
Но давайте обратимся к истории. Желание углубиться в прошлое села в один счастливый момент появилось у его жительницы Натальи Андреевой. Сама она родом из Сызрани. Приехала сюда к мужу. А приехав, говорит, сразу же почувствовала, какая необыкновенная аура в этом селе, как здесь легко дышится.
В прошлом Наталья - учительница географии, работала в местной школе. С помощью своих учеников и добровольных помощников, жителей села, ей удалось узнать немало интересного из истории Неклюдово.
«Жили здесь две бабушки, которые в детстве застали усадьбу Неклюдовых, - рассказывает она. - Обе умерли в 2010 году. Одной было сто лет, а другой - сто один. Они были до глубокой старости в ясном уме и многое помнили. Мы с учениками ходили к ним и записывали их воспоминания. Помню, например, как рассказывали они о церковно-приходской школе, где девочки постоянно рукодельничали».
По описаниям бабушек, барский дом в Неклюдово был похож на тот, который восстановили в Аксаково. Сад был огорожен красивым бордовым забором. В саду – ротонда с белыми колоннами. Был здесь садовник, человек добрый. Бабушки запомнили, как он угощал детей медом.
«Вообще, - говорит Наталья, - крестьянам здесь жилось довольно вольготно. Им многое разрешалось. Например, собирать ягоды и грибы в барском лесу. Всего было много, хватало всем».
Чудище среди старых лип
Началась история села в 1773 году. Тогда за ратные заслуги перед Отечеством в ходе русско-турецкой войны Екатерина II пожаловала дворянину Степану Неклюдову земли с крепостными в Поволжье.
Ранее это были дикие лесистые места. Здесь была возведена усадьба с колоннами, разбит сад и липовая аллея, построена церковь.
Неклюдовы находились в тесном родстве с Аксаковыми, проживавшими недалеко. Ирина Васильевна Неклюдова вышла замуж за деда писателя Степана Михайловича Аксакова. Село Неклюдово и быт его помещиков подробно и красочно описаны в книге Сергея Аксакова «Детские годы Багрова-внука».
Хозяйственная жизнь села Неклюдово вплоть до революции 1917 года была весьма обширна. Здесь действовали суконная фабрика, кирпичный завод, мельница, кожевенные мастерские, пекарня. Теперь от всего этого практически ничего не осталось. Лишь остов мастерских. Да там, где была пекарня, теперь размещается склад.
Сама усадьба после революции, как водится, пришла в запустение и была разрушена. По словам Натальи Андреевой, пианино из барского дома с клавишами из слоновьей кости долгое время стояло в местной школе, пока не пришло в негодность.
Проходим по тихой липовой аллее, вдоль которой силами волонтеров поставлены скамеечки. Когда-то эта дорога, от ротонды до церкви, была вымощена кирпичом. В саду была посажена сирень, которая во всей округе росла только здесь. Цвели чудной красоты аквилегии и другие редкие растения. Старые липы помнят многих дворян из славного рода Неклюдовых и Аксаковых. Удивительно, но эти мощные деревья не тронули ни пожары, ни топоры, ни жуки-короеды. Недавно, правда, одну старую больную липу пришлось спилить. Сосчитали годовые кольца – все сходится: посажено в семидесятые годы восемнадцатого века.
В этой аллее Наталья Андреева с ее учениками разыгрывали представление по знаменитой сказке Аксакова «Аленький цветочек», ставшей приложением к «Детским годам Багрова-внука». «Мы представляли, что именно здесь, среди этих деревьев, жило Чудище из сказки», - вспоминает она.
Серебряная сабля из склепа
Проходим аллею. А вот и полянка, где располагалась старая деревянная церковь. Это место, как и место размещавшегося рядом родового кладбища помещиков Неклюдовых, было найдено в свое время благодаря исследованиям самарского краеведа Валерия Ивановича Панова.
Церковь в советское время раскатали на бревна. Из них вначале построили школу, затем - магазин, почту, медпункт.
«Могилы на родовом кладбище Неклюдовых находились в склепах, выложенных кирпичом, - рассказывает Наталья Андреева. - Во время гражданской или чуть позже оно подверглось разорению. Говорят, что в одном из захоронений нашли серебряную саблю. Видимо, там был похоронен офицер. Саблю отвезли в районный центр, и она исчезла».
Барские надгробия разрушили или растащили. Осталось лишь одно детское, сохранившееся случайно. Оно было положено рядом с возведенным в 2011 году крестом. По словам Андреевой, он стоит на месте церковного алтаря. На кресте надпись. Читаем: «Здесь похоронен Аксаков Степан Михайлович, дед русского писателя, чиновника и государственного деятеля Аксакова Сергея Тимофеевича». Степан Михайлович упокоился где-то здесь, в этих местах. На самом деле, точное место его захоронения теперь уже никто не определит.
От креста открывается потрясающий вид на косогор за селом. «Два года назад из Казани приезжала сюда бабушка, которая раньше здесь жила, - говорит Наталья. - Она вспоминала, что раньше там была часовня. А рядом проходила дорога к святому источнику, и туда совершались крестные ходы. Кстати, и въезд в наше село был оттуда, со стороны Бугуруслана».
Здесь мог бы появиться музей
Когда-то благодаря активной позиции писателя Владимира Солоухина и его сторонников энтузиастам удалось устроить литературно-музейный комплекс в селе Аксаково Оренбургской области. Нечто подобное можно было бы организовать и здесь, в Неклюдово. Экспонатами могли бы стать и старинные вещи, собранные волонтерами во время своих приездов в Неклюдово. Пока эти вещи располагаются в одной из комнат бывшего школьного здания.
Саму школу в Неклюдово закрыли тогда же, в 2011 году. Хотя учеников здесь было достаточно, считает Наталья. Сама она после этого занялась фермерской деятельностью. Но интерес к истории села у нее по-прежнему велик. Андреева продолжает собирать материалы о местных жителях. В надежде, что они – так же, как и материалы о роде Неклюдовых и Аксаковых – найдут свое место в будущем музее.
«Насколько я знаю, само здание школы выставлено на аукцион, - говорит бывшая учительница географии. – Это огорчает. Там много чего можно было бы сделать - культурный центр, музей, место проведения мастер-классов. И это могло бы привлечь туристов. Многие люди, поклонники творчества Аксакова, и так приезжают сюда. Но в этом случае их было бы еще больше. Хотелось бы, чтобы село наше, Неклюдово, процветало…»
Автор: Вадим КарасевФото: Андрей Савельев
Источник: Волжская Коммуна