Куда делись тонны вывезенного из города золота.

Мы привыкли, что сокровища Флинта, выкуп Атауальпы или исчезнувшие богатства тамплиеров – это где-то далеко, за тридевять земель. Однако наше прошлое оставило нам не менее заманчивые истории о таинственных кладах. Ведь что такое, в сущности, клад? Это ценности, судьба которых неизвестна.

О том, что к истории ценностей, о которых пойдёт речь, относились со всей серьёзностью очень даже не склонные к пустым мечтаниям ведомства, свидетельствует уже то, что долгое время они хранились в архиве под грифом «Секретно».

Что же было написано на листке, угодившем в стопку документов, рассекреченных уже после краха СССР? В самую скучную переписку между провинциальными финорганами? Дело было в 20-х годах, и наркомат иностранных дел отписывался по требованиям британских дипломатов на предмет возмещения имущества подданных Его Величества, конфискованного в годы гражданской войны. Для чего выдвигал встречные претензии. Среди них и затесался скромный листок сызранского финотдела. На котором столбиком стояли числа, поражающие воображение. Вот весь список:

«Вывезено белыми с сентябре 1918 году:

Госбанк – 54 690 404 рублей

Уездное казначейство – 89 296 рублей

Русский для внешней торговли банк – 2 490 508 рублей

Городской общественный банк – 18 908 рублей

Общество взаимного кредита – 221 781 рублей

Волжско-Камский банк – 1 575 333 рублей

Всего золотом – 59 086 233 рублей

Всего – 66 949 866 рублей».

Что называется – ни убавить, ни прибавить. Речь шла о тоннах золота.


Нас, конечно, такими цифрами не удивить. Через Самару вообще прошёл золотой запас Российской империи, где ценности измерялись эшелонами. Но Сызрань в этих историях не фигурировала. Кроме того, сохранились сведения, что ценности из местных банков вывезли накануне сдачи города как раз красные.

А ещё сохранились сведения, что немалые ценности были тогда в Сызрани.

В частности, сюда весной 1918 года эвакуировали имущество из западных областей, оказавшихся в сфере действия германских войск. В том числе могилёвского банка. Что такое был в те времена Могилёв? Военная столица России. Там располагалась Ставка Верховного главнокомандующего. Там и император находился до самого отречения.

Вот только о судьбе содержимого банковских подвалов Сызрани легко узнать из краеведческой литературы. В обоих изданиях книги «Город Сызрань», вышедших ещё в 60-х годах прошлого века, довольно красочно описывается эвакуация ценностей. Как грузили, как возили, как подвергались провокациям. Причём речь явно шла о весьма значительных грузах - для их перевозки потребовалось несколько рейсов грузовика. Приблизительно столько, сколько было нужно для 59 миллионов золотом.

Всё прошло довольно организованно и почти без происшествий. Чего, кстати, нельзя сказать об эвакуации из Сызрани Народной армии КОМУЧа несколько месяцев спустя. Тогда была паника и неорганизованность, вызванные опасением захвата красными Александровского моста. В результате чего в Сызрани были брошены помимо бронепоездов и орудий ещё и 15 паровозов с тремястами вагонами всякого добра.

Можно, кстати, найти сведения и об эвакуированных ценностях сызранских банков. Они, как положено, были доставлены в Казань, где и были помещены в местные хранилища.

Только одна нестыковка - в Казань было доставлено 14 млн 918 тысяч 439 рублей. Как видите, пунктуальные счетоводы пересчитали всё до копейки.

Так что же за 66 миллионов, значащиеся в справке сызранского финотдела?

Может, загадка как раз идёт с той самой эвакуации 16 июня 1918 года? Попытки разобраться в происходившем тогда только ещё больше запутывают.

Начнём с того, что уже описания эвакуации в разных изданиях книги «Город Сызрань» различаются. Да и сама эвакуация производилась в условиях полной неразберихи.

Дело в том, что об оставлении Сызрани красными речь тогда не шла. По той простой причине, что не было никакого наступления на город. Эвакуировать содержимое банковских подвалов приказал командующий Чехословацким фронтом Мясников. На тот момент уже снятый с должности. А новый командующий Муравьёв прибудет уже после того, как золото было эвакуировано. Он, кстати, и столкнётся с неприятной новостью, что в Сызрани уже белые. Которые вовсе даже не штурмовали город, а были приглашены туда местной думой, собравшейся после того, как советские органы отбыли вслед за войсками.

Так что ситуация для того, чтобы вывезенные ценности могли пропасть, была самая благоприятная.

Но даже если часть золота из подвалов сызранских банков была спрятана где-то по пути, то почему об этом никто ничего никому не рассказал? Будто эту тайну унесли с собой в могилу.

Кладоискательские истории часто сопровождаются скелетами на золоте. Не обошлось без них и здесь.

В ту же самую ночь, когда золото из банковских подвалов отправилось в неизвестность, бесследно исчез бывший военный комиссар Сызрани, а самое главное – один из организаторов Красной гвардии на железной дороге Варламов. Его задним числом запишут в жертвы белого террора, но ни свидетелей его смерти, ни каких-либо данных, проливающих свет на её обстоятельства, нет. Следом за ним скоропостижно переселился в мир иной другой активный участник этих событий - начальник сызранской ЧК Емельянов. В семейных преданиях сохранились рассказы о пропавшем охраннике банка и возчике из села Балашейка, перевозившего загадочный груз с железной дороги к старой каменоломне.

На этом, собственно, история содержимого сызранских банковских подвалов и заканчивается. Вернее, заканчиваются факты. Дальше уже остаётся только место для домыслов.

Блокнот Самара, фото: фотоблог Вадима Кондратьева