«Великоруссы пришли сюда из разных губерний, пришли в разное время, и здесь одни поселились около чуваш, другие около мордвы, третьи около татар и испытали от них различные влияния», - писал Н.О. Рыжков в «Географическом очерке Сызранского уезда». Книга вышла в далеком 1926 году.

Автор, конечно, дал характеристики и другим народам нашего края, а также отметил целый ряд фактов, небезынтересных и сегодня.

«Большое значение для многих имело широко распространенное в уезде старообрядчество. Внимательно всматриваясь в людей и жизнь различных сел и волостей, вы увидите разнообразие как в обычаях, так иногда и в особенностях одежды, постройки, физического склада лица, и в подсобных занятиях, и промыслах, и т.п.», - говорит исследователь.

Но это с одной стороны. С другой же, он отметил, что огромное влияние на людей, вне зависимости от их национальной принадлежности, оказывала переломная эпоха.

Рыжков пишет: «За последние годы, впрочем, под влиянием новых идей и идущего нового быта, местные особенности значительно стираются. И даже одежда подверглась уже значительным изменениям: исчезли кокошники, кацавейки и душегрейки, вот-вот исчезнут совершенно сарафаны, редко-редко уже где встретишь на стариках старинные войлачатые цилиндры».

Так и произошло, пусть и не быстро. Но многое даже с тех лет сохранилось и сейчас.

Автор свидетельствовал: «У великоруссов сохранилось еще немало обрядов, обычаев и поверий от старых времен. Все важные моменты в жизни человека сопровождаются не только религиозными обрядами, но и особыми обычаями; рождение, крещение, свадьба, смерть – все полно обрядности. Лишь молодежь начинает заметно отставать от церкви и освобождаться от дедовских обычаев. В повседневной жизни – боязнь сглаза, заговоры, молитва. При стихийных бедствиях – пожары, голод, засуха – опахивание полей, беганье с иконой и т.п. Вместо месяцев и чисел – Николин, Михайлов, Варварин, Ильин день, от заговенья до разговенья, от Петровок до Покрова».

То же – и о народных приметах: «Целый ряд примет, связанных с одной крестьянской думой, – о земле. На Крещенье день хлопьями – урожай, ясный день – недород; на Благовещенье дождь – родится рожь, и т.д. С Николина дня картофель сади, к Казанской сожни, со Спаса – сей, к Успенью – молоти, и т.д.».

Рыжков говорит: «Соединяя церковный календарь с хозяйственной практикой, народ очень подробно отмечает день за днем и имеет возможность разбираться при помощи его во всех хозяйственных явлениях». В определенной степени, и не только в деревнях, это справедливо и для наших дней.

Автор приводит и любопытное замечание по поводу народного творчества и времяпрепровождения: «В области творчества – любимыми рассказами, легендами и песнями являются сказания и песни, связанные со Ст. Разиным и волжскими разбойниками. Немало легенд, приуроченных к определенным местам ближайших окрестностей. Старые посиделки в кельях местами сократились, местами принимают другой вид: вместо игр с парнями на них нередко встречается теперь чтение газет, книжек и т.п. Не редкость в деревне спектакли, клубы и нардома».

Фото: КТВ-ЛУЧ