О страшном пожаре, о человеческой памяти и о том, почему надписи на цистернах написаны кровью горожан - в репортаже КТВ-ЛУЧ.

Улица Самарская в сызранском поселке Машинистов теперь ближе всех к путям. От жилых домов этой тихой и короткой улочки до железной дороги - полторы сотни метров. На этих метрах 41 год назад тоже стояли дома и жили люди.


Тихий вечер перед смертью

Вечер 19 сентября 1980 года в Сызрани был самым обычным. Пятница, конец трудовой недели... Люди принимали гостей, отдыхали и готовились ко сну. Впереди долгожданные выходные и, казалось бы, целая жизнь. Все перечеркнула нелепая случайность. Позже ее назовут одной из крупнейших железнодорожных катастроф.

Начало конца

В 1:40 20 сентября 1980 года недалеко от спящего поселка своим ходом с горки спусти цистерны с газом. На скорости они врезались в вагон, емкость получила пробоину и на спящий поселок, который находился чуть ниже, пошел газ. Тяжелее воздуха, он расстилался по улицам и проникал в дома. Никто и никогда не узнает, откуда возникла искра… Говорят, какой то солдат возвращался со свидания и закурил. Это стало началом конца.

Будто вспыхнул сам воздух…

Это был настоящий огненный ад. От искры одномоментно сдетонировал весь накопившийся в поселке газ. Огонь объял всё - улицы, дворы, комнаты со спящими людьми. Выжившие вспоминали: в поселке будто вспыхнул сам воздух.

Огненное безумие

Из рассказов очевидцев вырисовывалась картина настоящего ужаса. Из горящих домов люди выбегали за спасением на улицу, но сгорали в адской печи. Кто-то пытался спастись в погребе и думал, что началась ядерная война. Но тяжелый газ в погреба опускался первым делом. Многие задохнулись от нестерпимого жара в своих постелях.

Катастрофа

Тушили огонь все пожарные подразделения Сызрани, оставив один расчет на случай других ЧП. В больницы вереницы скорых подвозили людей с ожогами. Им требовалась кровь. До самого утра огнеборцы бились без передышки с огнем, а затем еще сутки.

По официальным данным, в страшную ночь в Сызрани сгорело 44 дома, погиб 41 человек. Еще семь получили инвалидность в результате тяжелых ожогов, ампутаций конечностей и потери зрения. Еще 25 человек получили менее тяжелые ожоги и в инвалидности им отказали.

Березовая роща

Страна не сразу узнала о катастрофе в Сызрани. В СССР такие попытки пресекались властями. Газеты о случившемся не писали. Все, что осталось от поселка, сровняли с землей бульдозерами и посадили березовую рощу.

Со временем роща стала зарастать кустарником и бурьяном. Выросли и другие деревья. Небольшой лесок скрыл тонкие русские березки, напоминающие о страшном событии.


Безмолвное настоящее

Сейчас о том, что здесь произошла страшная катастрофа не напоминает ничего. Спустя 41 год здесь находится АЗС и стоит цистерна «Пропан». На фоне произошедшего это выглядит мистически-пугающе, но стало привычной картиной.


Дальше - место глухое и сюда начали выбрасывать мусор. Другими словами, на месте жуткой гибели десятков людей земляки устроили помойку.


Чтобы помнили?

Поворот с улицы 1-я Железнодорожная имеет развилку - либо на Перекопскую, либо на дорогу вдоль путей. Горожане проезжают мимо этой заросшей рощи ежедневно, но редко кто помнит, а в большей степени и не знают, что на этом месте в огненном аду гибли люди. Здесь нет ни таблички, ни монумента в память о погибших. Только дорожные знаки.

Железная дорога на том же месте, куда ей деться. Грохот трогающихся составов, в том числе наполненными газом цистерн, раздается на сотни метров вокруг. Но надпись на каждой из них «С горки не спускать» написана кровью жителей Сызрани.


фото: КТВ-ЛУЧ